Летчик — герой иван Кожедуб

Иван Кожедуб — самый результативный летчик-истребитель, который воевал на стороне антигитлеровской коалиции. Выйдя из семьи простых крестьян, он смог дослужиться до маршала авиации, став трижды Героем Советского Союза.  

Летчик - герой иван Кожедуб

ИВАН КОЖЕДУБ

Иван Кожедуб является примером, на который должно равняться молодое поколение. Ведь в его характере отвага, беспримерный героизм и мужество, а также невероятная целеустремленность сочетались в единое целое. Будучи инструктором в военном училище, его беззаветная любовь к Родине, чувство собственного достоинства, а также желание бить врага в воздухе и на земле, не позволили ему цепляться за тепленькое место в тылу, далеко от фронта. У него было только одно желание: воевать с фашистами, которые топтали родную его землю. Воздавая заслуженную память герою, в СССР и странах постсоветского пространства об Иване Кожедубе сняли документальный фильм, написали множество биографических и художественных книг, названы улицы, сады и парки. В первой столице Украины в честь уроженца Украины названо даже самое большое в стране военное училище, которое занимается подготовкой военных летчиков.

Биография

Будущий летчик-ас родился в семье крестьян в селе Ображиевка. Сегодня это территория Сумской области, Украина. В 1934 году молодой Иван Кожедуб получил неполное среднее образование и поступил в техникум.  Свое первое знакомство с воздушной стихией начал в Чугуевском авиационном клубе, где научился управлять моторным бипланом У-2. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Осенью он уже был инструктором, окончив авиационную школу в Чугуеве. С началом войны учебное заведение было эвакуировано в Казахскую ССР. 23 февраля Иван Кожедуб был произведен в старшие сержанты и направлен для прохождения службы в  Иваново, где к тому моменту проходило формирование 240-го авиационного истребительного полка.  В феврале 1943 года его полк был переброшен на Воронежский фронт. В первом же бою Кожедуб чуть не погиб. Его самолет Ла-5 был атакован немецким Мессершмиттом. Летчика от гибели спасла бронированная спинка. А когда будущий ас возвращался на аэродром, советские зенитчики атаковали его. Хоть самолет и был посажен, но восстановлению он не подлежал. Поэтому Кожедубу пришлось летать на самолетах эскадрильи, которые ни за кем не числились. В скором времени его захотели перевести на пост оповещения, как малоперспективного. Однако командир полка заступился за Ивана и оставил его в подразделении.  Летом 1943 года Кожедуб был произведен в офицеры: ему присвоили звание младший лейтенант.  В это время его полк был переброшен в район Курско-Орловского выступа. 6 июля он совершил очередной боевой вылет и сумел сбить немецкий бомбардировщик. На следующий день, почувствовавший уверенность в своих силах, Кожедуб сбивает еще один бомбардировщик противника, а 9 июля уже два истребителя Bf-109. В феврале 1944 году первая Золотая Звезда Героя украсила мундир старшего лейтенанта Кожедуба, сбившего на тот момент 20 самолетов врага.

В мае 1944 года летчик пересел на самолет, построенный на пожертвования колхозника Конева В.В.. В августе капитан Кожедуб И.Н. его повысили до заместителя командира 176-го авиаполка. Тогда же он стал летать на новейшем Ла-7. Иван Кожедуб имел все основания, чтобы называть последний месяц лета 1944 года успешным: за 48 сбитых самолетов он был награжден второй Звездой Героя.  Последние два немецких самолета заместитель командира полка сбил 17.04.1945 в берлинском небе, доведя свой счет до 62 сбитых самолетов.

* Также стоит сказать про то, что Кожедуб сбил 64 самолета в ходе Второй мировой войны. Неучтенными остались два американских «Мустанга», атаковавших по ошибке его самолет в небе над Берлином, посчитав его за немецкий.

Примечателен тот факт, что за всю войну советский ас не был сбит. В пилотируемые им самолеты попадали снаряды, но всегда Кожедубу удавалось посадить самолет.  Также Иван Кожедуб сумел первым из советских летчиков сбить реактивный немецкий самолет. Его блестящим победам способствовало то, что он был превосходным снайпером. Не подходя на дистанцию ближе 200 метров, он открывал огонь по вражескому самолету, и зачастую довольно успешно.

Летчик - герой иван Кожедуб

Вторая война летчика-аса, про которую в газетах не печатали сообщений

18 августа за выдающиеся заслуги Кожедубу вручили Золотую Звезду Героя в третий раз. После войны летчик остался в армии. Он окончил Военно-Воздушную академию через четыре года после окончания ВОВ. В 1950 году Иван Кожедуб в должности командира дивизии участвует в войне на Корейском полуострове.

В 1950 году коммунистический режим Северной Кореи спровоцировал военный конфликт на полуострове. Оказывая поддержку Южной Кореи, американское правительство направило большой военный контингент в район ведения боевых действий. Американцы сразу же смогли получить полное господство на море и в воздухе, нанося союзникам СССР немалый урон.

Северокорейская армия находилась на грани уничтожения. Тогда Сталин принял решение про направление на Корейский полуостров советских летчиков. Правда, официально советские военные в конфликте участия не принимали.

Кожедуба, когда он отдыхал в Кисловодске с супругой, посреди ночи двое сотрудников НКВД забрали из санатория. Трижды герой уже мысленно простился со всеми родными. Однако его привезли не в управление НКВД, а в здание обкома. На другом конце правительственной связи была Москва: командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин, который приказал ему немедленно лететь в Москву. Через несколько дней дивизия, которой командовал Кожедуб, была уже в Северной Корее. В небе его позывной был «Крылов».

Всем советским летчикам строго настрого запретили перелетать линию фронта, чтобы  не попасть в плен в случае если самолет будет сбит. А героическому комдиву запретили вообще подниматься в воздух и участвовать в боях. Однако приказы нередко нарушались, и Иван Никитович лично участвовал в боях, не в силах наблюдать за своими подчиненными с земли. В 1953 году после смерти Сталина конфликт завершился, и Кожедуб смог вернуться на Родину к семье. Официальная статистики говорит, что советскими летчиками 324-й истребительной дивизии было сбито 216 самолетов ВВС США и Южной Кореи. Сама дивизия потеряла 27 машин и 9 человек убитыми. 

После войны

После того как Иван Кожедуб прибыл из Кореи он продолжил служить, осваивая новые образцы техники. В 1956 году он закончил Военную академию ГШ СССР, что открывало перед ним новые карьерные перспективы. В 1964 году он назначен заместителем командующего ВВС Московского ВО. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. С 1971 года его направили для службы в центральный аппарат ВВС. В 1985 году ему было присвоено высшее звание в СССР: маршал авиации. Иван Никитич не судилось наблюдать развал страны, которой он служил более полувека. Умер лучший советский летчик-истребитель ВОВ 8 августа 1991 года.     

* Очень почитаем Иван Никитич в Украине, где широко праздновалось 90 годовщина его рождения, и в честь чего НБУ выпустил юбилейную монету. В Сумах был открыт памятник летчику и в честь него назван центральный парк.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector