К середине 1996 года федеральные войска в Чечне практически перестали выполнять функцию по наведению конституционного порядка. Зоны оцепления, которые являлись щитом войсковых соединений, выполняли оборонительную роль, боевых выходов федералов было совсем немного. Война вошла в стадию стагнации, Президент России все чаще задумывался о перемирии с нечеловеческим исламским режимом тогдашней Чечни. И вот, 31 августа 1996 года, тогдашний Председатель Совбеза РФ Александр Лебедь подписал «акт о капитуляции» России, как его истолковали многие политики — Чечня освобождалась от присутствия федеральных войск, статус республики было решено обсудить в 2001 году.

В 1995 году, спустя полгода после начала контртеррористической операции в ЧИР, линия фронта была размыта, первый «лидер» Чечни из воинствующих бандитов, Шамиль Басаев, провел операцию по вторжению в сопредельный с Чечней Ставропольский край и захватил здание больницы вместе с персоналом и больными. Считалось, что это было своего рода «боевым крещением» Басаева в войне с федералами.

Беременные женщины и дети на улице, вдоль стен захваченной больницы, погрузка заложников в автобусы, кровь и раненые врачи — эти кадры тогда обошли весь мир, и весь мир был уверен, что это — некая упорядоченная система «защиты суверенитета Ичкерии», так как пропаганда бандитского режима Чечни за границей была очень активной.

24 декабря 1994 года в Грозный вошли войска ВС РФ. Вернее, вводом войск это назвать сложно — войска были заброшены, практически, как попало. Без всякой предварительной оценки обстановки и точных разведданных. Многие эксперты давали свою оценку непростительного просчета Генштаба в те дни, многие россияне и жители ЧИР знают, что начало первой компании было лишь следствием полной бесконтрольности со стороны  государственных властей в республике.

Не секрет, что современное российское общество разделено на несколько лагерей по этническим взглядам. Часть россиян полагает, что совместное проживание народов с разными культурами и вероисповеданиями вполне допустимо, при соблюдении общепринятых норм поведения в обществе. Многие с опаской относятся к соседям, говорящим на другом языке, исповедывающих иную веру. И совсем уж радикальны взгляды у многотысячной прослойки неонацистов различного толка, не приемлющих проживание в стране людей с иной культурой, с иным религиозным взглядом.

Как и общество гражданское, армейское сословие состоит не из одних только бравых, подтянутых, ухоженных бойцов. Практически в любой части есть свои «герои», враждующие с чистотой, порядком и водой. Немалые беды несет неопрятность на службе, и стоит об этом помнить с первого дня призыва в армию.